воскресенье, 11 ноября 2012
Итак, я добила "Темные начала/His dark materials" на английском. И эта трава, думаю, меня еще долго-долго не отпустит. В конце концов, мой старый ник - Лира - это вовсе дажене ник. В одиннадцать лет меня так называли в наших дворовых играх. Образы менялись, а имя - никогда. Впрочем, в Лирин мир мы тоже играли, но как-то вриглядку, и наши деймоны всегда-всегда менялись. Мы просто притворялись, что они есть - играют, дерутся, гнездятся на коленях. Важно было представлять.
Ну вот, первую книгу я прочитала, когда еще не вышла вторая. Это было несколькодневное аууууу и беганье по стенкам. Потом ничего, свыклась и смирилась - до следующей книги. Впрочем, меня и сейчас от нее трясет, каждый раз заново.
недопростынкаНет, я вполне понимаю, что это трешняк. Моя преподавательница едва не плакала, когда я вдохновенно пересказывала ей сюжет книги. Она заявлялась как детская, но в ней многовато предательств, убийств и прочих плюшек. Тем более, она не любит фантастику.
Мир Лиры невероятно интересен, как тесты по соционике и психологии. Кто ты, какое место тебе подходит, кто как к тебе относится - здесь это более явно и в то же время - более тонко. В конце концов, у той же обезьяны в литературе имеется очень много трактовок. Это и похоть, и любопытство и глупость, и мудрость и черт еще знает что.
Собственно, глубинных тем в произведении достаточно много. Из тех, что самые явные: вклад человека в свой мир и ответственность перед ним, тема взросления (как ребенок становится взрослым), и, да, то, что так не любила Ирина Алексеевна - таки богоборческая.Я ее касаться не буду, слишком философская, слишком грубая. Остановлюсь в дальнейшем на первых двух.
Герои делятся на хороших и плохих. Причем если плохие, то прямо отвратительные, хотя они могут делать и правильные вещи. Миссис Колтер не исправилась к третьей книге, вовсе нет. Из ее описания не исчезли эпитеты "опасная", "коварная" и так далее, я до конца не могла поверить, что она - действительно - Лиру любит.
Это описание любви Лиры и Уилла. Мне оно кажется таким знакомым-знакомым, очень понятным и представляемым. Это при том, что в детстве у меня вообще никаких чувств к мальчикам не было, я и поцеловалась с кем-то впервые лет в 13-14. Но однако же.
Лира - героиня неоднозначная. Она определенно не идеально положительная девочка, она жестока, ужасная лгунья и защищает только свое. Интересно отношение взрослых к ней, они с ней - с ребенком - держатся на равных, и она действительно дружит с Фадером Корамом, Серафиной Пеккалой, Йореком, Мэри и остальными. Это, конечно, удивляет. При том, среди детей у нее друзей особенно и нет - она лидер шайки малолетних хулиганов и оборванцев, но Роджер и Уилл - единственные мальчики, которые могут называться ее друзьями. С Билли она не особенно ладила, а среди девочек у нее не было даже знакомых. Удивительно.
Нет, Лира - не вундеркинд. Ее образование желает желать сильно лучшего. Но в ней есть какая-то практическая сметка и прямолинейность мысли.
Уилл - мальчик, который может все, и у него все получится. Он знает слово "надо", он видит незаметные связи между вещами и людьми. Он прячет себя и наблюдает.
Деймоны - особая история. Пан - отличный персонаж, уравновешивает излишне нарывающуюся Лиру,и вообще, большей частью он пушист и хищник. Что говорит многое о самой девочке.
Ее отец сам не вышел из детского возраста, а мотивы матери непонятны до самого конца.
Впрочем, отставим персонажей, о них можно говорить еще много-много, и когда-нибудь я скажу.
В книге очень много миров, условий, правил, которые в конце концов загоняют героев в безвыходную ситуацию. Но в целом, все эти миры не очень хорошо продуманы, есть несостыковки. чтобы решить их, надо написать еще много-много книг. Хотя бы об упомянутых уже мирах.
В одной из книг решается вопрос о человеке, чей демон того же пола. Ну, это тот редкий процент, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ничего не могут сделать. Я признаю наличие таких людей.
И все-таки человека взрослым делает не любовь, а осознанное желание и возможность о ком-то заботиться, брать на себя ответственность.
Вот с тем, что человек не должен лежать овощем и ничего не знать, я согласна полностью. Люди с "серым мирком" останутся в стране мертвых навсегда. И никогда не принесут золотой пыли в мир. Потребители чужой материи.
Первая книга, ее снега, медведи в темных доспехах, дома, от которых веет ужасом - не важно, сарай ли это, чистая и хирургически ослепительная станция или уютный дом лорда - будут со мной навсегда. И девочка на спине медведя. Мне до сих пор часто снится вечная зима.
это такОднако же, не всех коснулась история с Пылью. Кто-то подивился на аномальную погоду, посмеялся над чудиками, говорившими о ни с того ни с сего исчезавших людях, обсудил все это за чашечкой крепчайшего эля и забыл. Или у него свои проблемы были, до которых куда больше сейчас дела, чем до каких-то погодных явлений и умирающих от голода рыбаков. Похороны близкого родственника, разбитое неверной любовницей сердце. Или развод родителей, например.
Лотте было восемь лет, она жила в Оксфорде и ходила в частную школу для девочек. У Лотты были папа и мама, но мама оставила папу и отправилась в путешествие со своим новым другом - египтянином - и исправно слала дочери открытки из разных стран. У Лотты уже не было свободного места над кроватью, и она выбирала самые красивые, а попроще прятала в коробку из-под заграничного печенья.
Лотта живла с папой, он был ученым. Он писал статьи и давал лекции. Конечно, не в Иордан-колледже, но одна из его статьей получила хорошую оценку от Магистра Иордана, так что молодого (30 лет) человека ждало большое будущее. Отец снимал скромную квартирку из пяти комнат, но к ним редко приходили гости.
У отца была черная полоса в жизни. Эксперименты, на которые он возлагал столько надежд, провалились. Все чаще он сидел за столом с неподвижным карандашом и смотрит застывшим взглядом в одну точку. Сейчас рядом стояла ополовиненная бутылка коньяка, но и она не подстегнула застрявшую мысль.
Лотта очень любила отца и часто ему об этом говорила. Она собиралась, когда вырастет, стать его женой - мама-то ушла от папы. Иногда она изображала их свадьбу в альбоме - папа улыбался, вздыхал и гладил Лотту по голове.
Лотте было жалко отца. Так же его жалел и Каспар - ее деймон. Они могли отойти друг от друга дальше, чем все ее подруги, они проверяли.
Каспар, морская свинка, забрался к папе на колени и прижался к животу. Мужчина медленно поднял голову и посмотрел на дочь темным, тяжелым взглядом. И погладил угнездившегося на коленях грызуна.
Позже соседи говорили о том, как быстро сейчас растут дети. Отец отказывался обсуждать деймона его дочери с кем бы то ни было.
Лотта сменила школу на пансион. Она очень грустила из-за расставания с папой, а он, навещая, стыдился смотреть ей в глаза..
И да, фильм мне ужасно не понравился. Концовкой, подбором актеров и вырезанными причинно-следственными связями. Нравится только Колтер и Роджер.



